Служение, смирение и вера

Стенограмма круглого стола "Социальная работа в современном российском обществе".
Стенограмма "круглого стола" Комитета Государственной Думыпо делам общественныхобъединений и религиозных организацийна тему: "Социальная работа в современном российском обществе". Здание Государственной Думы. Зал 1141. 28 января 2016 года.
Тарнавский А.Г.: Я - один из депутатов, которые находятся в этом крыле. Здесь располагается Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций. Могу сказать лишь одно: в современной жизни, к сожалению, многое движет экономика материальная, но иногда кажется, что это не совсем так или совсем не так. Потому что духовное движет миром, и мы иногда погружены в материальные вещи, но на самом деле, когда духовное включается в полный рост, то материальное отходит в сторону. И нас спасти и двигать вперед может только духовное, основанное на христианских ценностях. И это нас спасает от бед, от проблем и движет вперед. Я считаю, это та основа, на которой должна строиться наша жизнь, как древо, на которое нанизываются ветки.
Отдаю руководство этим "круглым столом" в руки мною глубоко уважаемых людей - игумена Петра и отца Никона. Мы на равных собрались поговорить об этих вопросах, как двигать эту тему, какие проблемы есть, которые нас волнуют. Поэтому прошу воспользоваться этой фактически думской трибуной, обменяться опытом.
Мы исходим из того, что это позволит нам дальше этими мероприятиями, этими встречами заниматься, и тот опыт, который есть, использовать и в нашей практической деятельности, и в работе Думы. Я вас приветствую и передаю ведение этого "круглого стола" в руки уважаемых моих коллег.
Игумен Петр (Еремеев): Уважаемый Александр Георгиевич, позвольте от лица всех здесь присутствующих поблагодарить Вас за то, что Вы открыли нашу встречу сегодня здесь, в стенах Думы, и вместе с тем выразить благодарность за поддержку, за такие мероприятия, проводимые в залах Думы.
Если говорить о социальном служении, а так называем мы именно то, что делается сегодня при приходах Русской православной церкви, то социальное служение Церкви строится на опыте, исходящем из первых самых дней после воскресения Христова.
Первые христиане, ученики Спасителя, проявляли свою веру в том, что совершали добрые дела. И апостол Павел пишет очень скоро свое послание, говоря очень просто и коротко: «вера без дел мертва есть». Поэтому с первого дня жизни в христианской Церкви апостолы, их ученики, кого они крестили, проявляли свою веру в молитве, а после этого сразу в доброделании.
Апостолы, первые христиане служили тем, кто в них нуждался. Было ли это реальное духовное участие в жизни кого бы то ни было, исцеление, помощь, либо непосредственно помощь средствами для пропитания, одеждой - всё это было тем, чем называем мы сегодня в наших церквах служением социальным. То есть то, как Церковь проявляет себя в жизни общества, через служение организаций и служение людей.
Сегодня, исходя из существующего опыта, социальные работники Церкви занимаются ровно этим, но уже учитывая новые потребности, чего от нас ждет сегодня наше общество и каждый отдельно взятый его член.
Конечно, это и материальная помощь, которая оказывается - от рожениц, которые нуждаются в поддержке, до людей больных, нуждающихся в лекарствах, и опять же в уходе, до попечения о детях, подростках, нуждающихся в такой помощи со стороны не только священников, но и нас как организаций, как религиозной общины.
Конечно, трудно сегодня оценить, какие-либо показатели выставить, что делает Церковь. Есть определенные цифры, всем известный сайт "Милосердие.ру" собирает сотни миллионов рублей ежегодно на разные проекты, отдел социального служения Русской православной церкви собирает и реализует проекты стоимостью в сотни миллионов рублей в России и за рубежом.
Но скорее для меня важно другое, как для ректора вуза и настоятеля конкретного храма, - что посредством этого участия социального работника прихода в формировании повестки дня нашей общины каждый член религиозной организации получает возможность опытного участия в таком социальном служении.
И в последние годы на это и делается упор и патриархом Кириллом, и духовенством нашей Церкви.
Получается так, что мы изошли из большого к малому. Вначале была организована большая церковная работа, когда на уровне общецерковном, епархиальном создавались епархиальные и общецерковные отделы социальной работы. Но этот импульс сверху пришел в итоге в религиозные общины, и сегодня социальные работники обустраивают работу каждого из приходящих помолиться в храм, чтобы каждый желающий имел возможность помочь ближнему и реализовать потребность своей веры, послужить своей верой, особенно нуждающимся в этом участии в своей жизни.
Сегодня мы коснемся и отдельных форм церковной работы, отец Петр расскажет нам о своем опыте, который простирается за рамки его факультета психологии нашего университета в приходскую деятельность. Чтобы завершить свое короткое приветствие, хотел бы отметить отрадный факт, что очень много было сказано за последние десятилетия на общецерковном уровне, на епархиальных и приходских уровнях. И сейчас, когда перед глазами наших прихожан возникает уже очень много примеров такой личной жизни, сопряжённой со служением ближнему, это очень меняет каждого из приходящих в храм.
Сегодня очень много людей, которые прежде не подозревали, что у них есть такие силы, раскрывают свои внутренние качества и свою веру через помощь ближнему. И она касается сегодня и мала, и велика. Сегодня и воскресные школы, дети, обучающие в них, несут своё церковное служение. И старшие группы, где у нас обучаются основам мироучения ребята вузовского возраста, и более старшее поколение, каждый имеет возможность совершать своё служение в социальной форме.
В чём-то мы учимся у системы светской подготовки социальных работников, в чём-то, может быть, можем научить светскую систему. Но, тем не менее, независимо от форм, содержание у нас общее: сделать возможное, чтобы люди, нуждающиеся в помощи, помощь получили.
Мотивации могут быть разные, у кого-то они духовные, у кого-то материальные, у кого-то больше, у кого-то меньше, но результат совершенно одинаков. Мы помогаем людям по силам, неся в своей жизни определённую ответственность за тех, кто в нас нуждается.
Фирсов М.В.: Отец Петр нам показал то направление, которое сегодня складывается в христианской организации социальной работы. А вы, как руководитель главного факультета Российского государственного социального университета, как зампредседателя по направлению вузов России в области социальной работы, с позиции этого системного подхода, видения, как развивается сегодня социальная работа во многих вузах России, просто поделитесь своим впечатлением, что же это такое.
Сизикова В.В.: Спасибо большое, Михаил Васильевич.
Уважаемые коллеги! Я хотела бы поприветствовать вас от самого крупного в России Российского государственного социального университета, именно самого крупного социального университета, и двухтысячного коллектива факультета социальной работы, педагогики и ювеналогии. Социальные проблемы сопровождают общество всегда. И в той или иной степени социальная защита бывает нужна всегда или отдельному человеку, или группе, или обществу в целом. И поэтому в сегодняшних условиях социальная помощь оказывается наиболее актуальной.
Я как представитель системы образования в первую очередь хотела бы отметить, что система образования должна отвечать на запрос общества и готовить специалистов, которые должны уметь решать социальные проблемы.
Мы будем сегодня говорить о вопросах и практики, и теории социальной работы. И мы все очень рады, что у нас большое количество специалистов из разных областей сегодня есть.
Должность специалиста социальной работы внедрена, несмотря на огромную практику развития самой социальной работы, очень недавно. Мы 25-летие социальной работы в России как таковой сейчас отмечаем. Квалификационная общеотраслевая характеристика социальной работы введена только 25 лет назад. А на сегодняшний день оказывалось, что и те документы, которые определяли тогда введение этой должности, уже утратили свою актуальность. Они внедрены теперь, отраслевые характеристики специалистов социальной работы, в общеотраслевые квалификационные справочники, действующие на сегодняшний день.
С этим что-то нужно было делать вот буквально два-три года назад, когда руководители организаций не могли опираться на действующие документы. Подбирать сотрудников по каким-то чётко заданным характеристикам. Они могли опираться только на свой опыт, только на устаревшие документы. И тогда возник вопрос. Вот когда два года назад в России начали разрабатывать профессиональные стандарты для всех сфер деятельности, для сферы социальной защиты это оказалось наиболее актуальным.
Сейчас уже третий год обсуждается вопрос о внедрении профессиональных стандартов на уровне социальной работы, и такие стандарты разрабатывались. И в 2013 году ряд стандартов для этой деятельности был принят. Но мы все тоже знаем про новые нормативные основания деятельности специалистов социальной работы. И получается, что уже утверждённые профессиональные стандарты необходимо было корректировать, исходя из нового законодательства. Они были очень нужны, причём не только работодателям, которые принимают специалистов, нужно оценивать как-то их деятельность. Эти стандарты нужны были, чтобы обучать. Ну и нужны в целом для общества, чтобы формировать обоснованный социальный заказ. Мы очень тесно связаны со сферой труда. И поэтому мы должны работать в тесном сотрудничестве, чтобы в дальнейшем не потерять значение социальной работы, а наоборот, развивать.
Фирсов М.В.: Уважаемые коллеги, мы собрались в достаточно интересный исторический момент. Если посмотреть с точки зрения истории, перед нами сегодня новый этап развития социальной работы в России. В этом году, как уже Валерия Викторовна сказала, 25 лет со дня его основания и оформления, но новый этап начинается с тем, что подключаются религиозные организации, общественные организации уже не только на уровне благотворительных дел. Самое главное, что Русская православная церковь начинает занимать своё достойное место именно в профессиональной деятельности.
По сути дела, мы выходим на ту модель, которую утратили в начале XX века, когда Русская православная церковь, когда государство, общество совместно - это триединое начало системы социальной защиты населения образовывали как бы нерв всего государства. Это была интересная и мощная система безопасности. И вот в сегодняшней исторической ситуации, в том числе экономической, когда не только государство, но и церковь, общественные организации берут на себя профессиональную поддержку населения, мне кажется, это тот путь, который вступает на новой фазе развития системы социальной помощи и поддержки России. И, по сути дела тот цивилизационный путь, по которому идут многие страны, и если посмотреть сегодня, та же самая Федеративная Республика Германия, то практически треть всех рабочих мест в этом направлении имеет государство, треть - христианские организации.
Поэтому неслучайно, что государство сегодня строит политику системы помощи и поддержки на этих трёх основаниях, она удачна. И это государство достаточно спокойно проходит кризисные моменты глобальные, которые охватывают сегодня весь мир.
Мне бы хотелось слово передать Петру Денисовичу Павленку. С кого-то когда-то что-то начиналось, и Петр Денисович - один из очень немногих людей, который сегодня представляет социальную работу, который именно с 1991 года, Вы как раз попали в ту интересную ситуацию, когда просто открывается дверь, и говорят - а вот завтра вы будете заниматься социальной работой. Когда преподавателям сказали, что завтра вы начинаете заниматься этой деятельностью, и очень многие сидящие здесь, не исключая и вашего покорного слуги, попали в достаточно интересное положение. Тем не менее, Петр Денисович, прошу Вас, как это всё начиналось, и как, с Вашей точки зрения, какой путь прошла социальная работа за эти 25 лет.
Павленок П.Д.: Большой путь мы все прошли, и это очень хорошо. Официально 25 лет исполнилось, а фактически все мы в той или иной мере занимались этими вопросами, потому что социальная работа как общественное явление имеет место при зарождении человеческого общества - это помощь, это защита, это поддержка.
Другое дело, что тогда не всегда имела место теория, наука, но с XVIII до XIХ века мы имеем уже в комплексе все три очень взаимосвязанные компоненты - это теория или наука, практика, которая имела место всегда, и учебный процесс.
Нам помогает то обстоятельство, что социальная работа носит междисциплинарный характер. Здесь и философы участвуют, и психологи, и так далее. Я хотел бы отметить очень важное положение о тех людях, тех специалистах, которые ведут эту работу.
Конечно, у нас разные отношения с тем или иным социальным институтом, но мы все действуем вместе. Субъекты социальной работы очень различны – это и отдельные люди, отдельные организации, вузы и так далее, в том числе и Церковь.
Что касается интереса, из многочисленных опубликованных работ половина сейчас приходится на проблематику социальной работы. А их у наших коллег немало, и у меня тоже примерно около 600 публикаций. Половина из них по социальной работе.
Фирсов М.В.: Дорогие друзья, я хочу представить нашего гостеприимного хозяина - руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Степана Викторовича Медведко. Просим Вас несколько слов приветствия сказать участникам "круглого стола".
Медведко С.В.: Добрый день, дорогие друзья! Я рад вас всех приветствовать на площадке нашего комитета. Наш комитет самый открытый среди всех комитетов Государственной Думы, потому что в силу специфики мы взаимодействуем с организациями, которые находятся на острие решения актуальных социальных и других задач. Мы традиционно предоставляем площадку для проведения парламентских Рождественских встреч в рамках Рождественских образовательных чтений.
Судя по тому, что востребованность есть, это говорит о том, что тема актуальная. Сегодня с утра была другая секция у нас, в законодательстве о религиозных организациях. Там говорилось о том, что у нас до сих пор не решены проблемы, например, финансирования. У нас сейчас введена система в школах основ религиозной культуры, вроде бы можно рапортовать об успехе. Но при этом возникает ситуация с финансированием школ с его религиозным компонентом, учредителем которых являются религиозные организации, и они получают дотирование за счёт бюджетов в разы меньшие, по сравнению с тем, что получают обычные школы. И в результате получается, что, с одной стороны, мы говорим, давайте вводить это духовно-нравственное просвещение в школы. Но тут же оказывается, что этот компонент, он по выбору, в свою очередь, достаточно небольшой и в сетке он стоит неудачно, отношение достаточно легковесное. А при этом тут же получается, что мы забираем возможность финансирования для тех детей, которые хотят более углублённые знания этих основ духовной культуры и воспитание в определённой религиозной традиции.
Если говорить про систему того, что делает РПУ, там применяется инновационный подход, и есть стремление делать какие-то интересные проекты. На проектной основе появляются и трансформируются некоторые кафедры, в частности, кафедра молодежной работы. Интересное направление - дополнительное образование, в том числе связанное с работой миссионеров на приходах. Идет поиск новых идей, возможности дистанционного обучения, использования современных информационных технологий. Научно-техническая революция не стоит на месте, и традиционная система классно-урочная постепенно умирает, заменяясь современными технологиями.
В этом смысле очень приятно, что у нас один из ведущих православных вузов страны эти методы применяет. Надеюсь, с Божией помощью постепенно всё получится.
Передаю вам приветствия от председателя комитета, депутата фракции ЛДПР Ярослава Евгеньевича Нилова. Спасибо.
Фирсов М.В.: Я бы попросил отца Петра Коломейцева рассказать о том опыте социальной работы, который непосредственно у него есть на приходе, по реализации работы с различными группами населения.
Иерей Пётр Коломейцев: Так получилось, что уже 20 лет я в этой теме, потому что где-то начиная с 1995 года я очень плотно работаю с окормлением глухих и слабослышащих. И первый храм, где отслужена была первая литургия на жестовом языке, был Тихвинский храм Симонова монастыря на Автозаводской. Мне пришлось и закончить курсы жестового языка, и обучиться на деффаке педагогического университета, и даже закончить аспирантуру в Институте коррекционной педагогики. Практически из архитектора-реставратора, это моя прежняя специальность, я стал дефектологом, можно сказать, тоже реставратором.
Была отслужена первая служба для слепоглухих в Сергиево-Посадском детском доме. Потом там был организован домовый храм, а сейчас там громадный храм на улице, и очень много слепоглухих участвуют в службе, и там проходят навыки социальной работы семинаристы Московской духовной семинарии и академии.
Так получилось, что, можно сказать, к юбилею моей деятельности, в 2015 году 11 мая вышла книга "Каждый ребенок особенный" совместно с дефектологом из Гамбурга Кристель Манске. Это удивительная женщина, которая работает в Германии, идет, можно сказать, в противоречие со всей сложившейся там системой. Там в основном система медикаментозной коррекции. Она последовательница школы Выготского, пламенный почитатель именно российского опыта в дефектологии. И она работает с неинвазивными методами, у нее фантастические результаты, ей удавалось психолого-педагогическими методами победить, например, эпилепсию одного из детей, что кажется просто фантастическим. И мы нашли, что называется, друг друга и написали эту книжку. Она вышла в издательстве "Никея". Вчера последние экземпляры привезли на "Рождественские чтения", последние экземпляры были там раскуплены.
И сама Кристель тоже приезжала, мы в нашем Российском православном университете организовывали школу, и воспитатели из Марфо-Мариинской обители могли получить из ее рук сертификат о прохождении обучения. Мы теперь работаем совместно, Гамбург и Москва, чтобы повысить профессиональный уровень в том числе наших воспитателей из Марфо-Мариинской обители и всех желающих. Это будет продолжаться дальше, потому что будет в приюте для тяжелых детей-сирот, пациентов РДКБ "Незнайка" летом школа, тоже совместная, где не только воспитатели этого приюта, но все желающие могут пройти обучение.
Отрадно, что меняется отношение в обществе. Когда-то всем казалось диким, что этим можно заниматься. А сегодня книгу расхватывают и просят еще, уже заказывает Ростовская область, Луганская область - приезжайте, проводите учебу. Запросов очень много. Это говорит о какой-то гуманизации общества, о том, что общество стало обращать внимание на тех, кто находится рядом, и посильно оказывать им помощь, и не просто жалостливую, а профессиональную помощь.
Фирсов М.В.: Спасибо. Валерия Викторовна, на факультете, который Вы возглавляете, есть тоже, да, да, жестовый язык.
Сизикова В.В.: Уважаемый отец Петр, я хотела бы пригласить к тесному взаимодействию, поскольку у нас Российский государственный социальный университет занимается подготовкой в области жестового языка по государственным заказам уже в течение нескольких лет, готовятся студенты, владеющие русским жестовым языком. Добро пожаловать, очень хотелось бы тесно взаимодействовать.
Фирсов М.В.: Когда мы говорим про социальную работу, мы говорим ещё о том, что есть различные формы взаимодействия. Но социальная работа - это более широкий контекст, он не ограничивается только деятельностью, связанной с социальной реабилитацией. И я хотел предложить слово Льву Владимировичу Мардахаеву, он тоже один из, как и Петр Денисович, основателей направлений социальной педагогики в России. Мне особо отрадно, что Лев Владимирович может поделиться не только опытом, но и проблемами, которые сегодня касаются не только социальной педагогики, но и социальной работы. Потому что, к сожалению, мы должны сегодня говорить о том, что развитие социальной работы не столь радужно, как бы хотелось. Есть определённые вызовы, на которые нужно отвечать. Иначе, к сожалению, нужнейшая профессия социального педагога может быть сегодня выведена, скажем мягко, за скобки. Вот Льва Владимировича попросил бы поговорить об этом.
Мардахаев Л.В.: Спасибо.
Уважаемые друзья! Да, становление института социальной работы и социальной педагогики получилось одновременно в 1991 году. Хотя истоки уходят намного в более ранний период времени. Но сегодня есть возможность не просто констатировать, что прошло время. Во-первых, прошло четверть века. Это время очень ёмкое. Время, которое позволяет осмыслить, какой же шаг сделан, в чём же преимущество этого шага и какие проблемы имеет место с тем, что всё-таки определяет перспективы движения.
Замечательно, что такой диалог идёт - он позволяет осмыслить то богатство, которое имеет место, и увидеть те проблемы, которые сохраняются.
Сейчас готовится новое издание по социальной педагогике. Мы когда начинали в начале 90-х годов, ничего не было, ни одной книжки. Это был удивительный поиск, были сомнения, дискуссии. Мы смотрели на литературу, чтобы посмотреть, кто даст нам разъяснение, кто нам поможет осмыслить. А сегодня огромные массы литературы, уже можно вести речь о том, что какая-то книга более ёмкая, какая-то несёт интересные идеи, которые могут стать предметом для будущего.
Я всё время повторяю, что главная идея - способствовать сохранению нормы. Это реальность жизни. Люди, дети уже к школе приобретают огромную массу патологий. Школа не всегда сохраняет, а порождает проблемы.
Я длительное время занимаюсь удивительными личностями: калабалинами - воспитанники Антона Семёновича Макаренко. Я даже сделал рубрику "Педагогия России", потому что это действительно национальное достояние России. Люди, которые исправляли то, что сделано другими людьми.
А что такое исправить? Либо это, как Калабалин говорил, у него уже определилась перспектива уйти в землю. Ребёнок ещё не состоялся, а он себя уже изжил. И эти люди до конца жизни занимались одной проблемой - как этих людей поставить на ноги, сделать их патриотами России. Калабалин говорит, когда Макаренко спросил: вы патриоты? У нас первая мысль - это какое-нибудь ругательное слово, что ли? И когда он объяснил, они говорят, конечно, патриоты.
Социальная педагогика занимается не только сохранением, но самая большая проблема - преодоление тех наслоений, которые сформировались.
Не случайно, Михаил Васильевич не даст соврать, англичане создали институт мультидисциплинарной подготовки специалистов социальной педагогики, потому что просто базового образования недостаточно, нужно знать и медицину, и психологию, и социальную работу. Это люди, которые должны уметь вытаскивать каждого ребёнка, молодого человека, из ситуации, в которой он оказался, задача исключительно сложная.
Мы вроде приняли в России закон, что любое новшество должно определяться рейтингом... У нас сейчас экономика должна проходить конкурс, и конкурс был дан по стандартам. Педагогические вузы, которые занимались подготовкой социальных педагогов, определили одну цену. Нашёлся вуз, который эту цену снизил и выиграл. Никого не интересовало, могут они создавать стандарт, не могут. А по существу произошло то, что произошло. Социальная педагогика сейчас представляется как социально-педагогическая деятельность. Развитие практически идёт отдельными представителями. А само направление, поиск перспективных движений, направленных на то, чтобы оно приобретало новые сферы, предлагало новые программы, практически утрачивается.
Должно время поставить всё на свои места. Если бы мы не верили в это, наверное, не состоялись бы. Но что этот негатив имеет место, и это не направлено на то, чтобы обеспечить перспективы и способствовать тому, чтобы это всё-таки было реализовано, сегодня, к сожалению, есть.
В этом году планируется ряд и "круглых столов", и конференции, на которых будут обобщать опыт, обсуждать вопросы социальной работы, социальной педагогики. Может быть, этот год позволит повернуть людей лицом к этой идее, потому что социальная педагогика, как и социальная работа, должна иметь свою предметную область и перспективы развития. Спасибо.
Фирсов М.В.: Отец Пётр, я не случайно дал слово Льву Владимировичу Мадахаеву, потому что социальная работа сегодня стоит в ситуации вызова - она входит в так называемую укрупнённую группу специальностей, где доминирующим является социология. И если в прошлые годы было выяснение отношений между социальной педагогикой и социальной работой, кто является чьей теорией, то сегодня ситуация более драматичная, потому что социология сегодня имеет и бакалавриат, и магистратуру, разветвлённую степень специализации. И чего греха таить, сидящие здесь коллеги, которые занимаются социальной работой, конечно, знают, что отношение социологического сообщества по отношению к их социальной работе, и к организации работы с молодёжью - всё равно, мягко скажем, как к падчерице либо как к каким-то чужакам.
Поэтому, чтобы сохранить социальную работу, православная социальная работа со своим реальным прикладным опытом и светская социальная работа должны объединиться, чтобы сохранить традиции, которые наработаны годами.
И Ольгу Александровну Аникееву я попросил бы поделиться представлением о том, какие есть вызовы, угрозы и проблемы социальной работы. Потому что она тот человек, который знает, как развивается социальная работа по всем территориям в Российской Федерации.
Аникеева О.А.: Спасибо, коллеги.
Я для начала хотела бы выдать небольшую тайну. Среди присутствующих здесь есть не просто корифеи, но я боюсь, что самый старший из представителей нашей профессии. В этом году Пётр Денисович Павленок отмечает 80 лет…
(Аплодисменты)
…последние 25 лет из которых он посвятил социальной работе. Я имею честь принадлежать к его научной школе. Под его крыло я попала ровно 20 лет назад, и с тех пор мне эта профессия также нравится, как и Петру Денисовичу.
Это очень важно, потому что сегодня мы должны говорить о новых перспективах развития нашей профессии. С одной стороны, есть такая библейская фраза: "Время разбрасывать камни, время собирать камни". Социальная работа - это профессия, которая всегда собирает. Собирает целостность человека, профессионала, человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, утратившего целостность по какой-то причине. Целостность семьи, общества. И в этом я вижу громадную миссию социальной работы, будь то светской, будь то православной. И это очень важно, потому что мы когда сталкиваемся с практиками социальной работы, не всегда понимание есть этого. Когда мы читаем законы, у нас просто волосы встают дыбом, там такое противоречие всего и такие намешаны представления о социальной работе.
Поэтому сегодня одна из важнейших задач - придать нашей профессии должный статус, вернуть статус этой профессии. За рубежом это хорошо известно. Социологическое образование и социальное образование по социальной работе примерно одинакового возраста. Там такой большой проблемы нет.
Что происходит у нас сегодня? с одной стороны, действительно есть в обществе непонимание того, что такое социальная работа. И мы должны в этом отношении объединиться.
А, с другой стороны, есть некоторые не совсем понимания с нашими коллегами. Да, социологи смотрят на нас сверху вниз. Но когда у нас прошло первое собрание нашего объединённого УМО и наш ректор сказал, что социальная работа выдала три стандарта, уже мы идём в адаптацию этих стандартов профессиональной деятельности. Мы работали над тремя образовательными стандартами и начало даём четвёртому. Когда мы говорим, что у нас огромная практика, когда у нас есть теоретики, научные школы, и количество вузов по социальной работе не меньше, чем по социологии, они слегка обомлели. Они вдруг у себя под боком увидели практиков, которые занимаются практической социологией.
Поэтому надо искать такое взаимодействие. Сегодня миссия УМО не только в том, чтобы помочь практикам воссоздавать эту целостность, но и найти целостность науки, практики и образования. Мы над собой, как Российский государственный социальный университет, проделали такой эксперимент. Он получился естественным путём.
Во-первых, мы попали сначала почти случайно, а потом неслучайно в разработку этих стандартов. Я понимаю, что для присутствующих здесь эти квалификационные характеристики - это очень скучные характеристики, но как говорят философы, форма содержательна и всякое содержание должно иметь форму. И если мы не построим профессиональный стандарт, исходя из этой миссии, мы утопим профессию, не дадим ей какой-то перспективы развития.
Сегодня мы уже практически издали не только стандарт социального работника, специалиста по социальной работе и руководителя, получилась одна линейка продукта. Дальше мы работаем в системе высшего образования по социальной работе, и Валерия Викторовна является председателем учебно-методического объединения среднего специального, среднего профессионального образования, куда входит социальная работа и сурдоперевод.
То есть мы оказались в какой-то степени монополистами. Но монополизм у нас не любят, вот и начинают с этим бороться. Но я думаю, что мы попробуем провести такой эксперимент - собрать это в едином поле, в рамках каких-то единых исполнителей, единую большую профессию с теорией, практикой, образованием, стандартами и классификаторами.
Нам нужно сегодня подумать о целостности еще и преподавателей. Потому что как наше государство видит модернизацию высшего профессионального образования, в документах преподавательский корпус везде отодвинут на второй план. Даже появился термин "профессорско-преподавательский персонал". Ничего не имею против слова "персонал", но к профессорско-преподавательскому корпусу это не очень правильно относить.
И когда мы смотрим, какие функции в модернизации образования, в реформе присвоены преподавателям, везде видно стремление немножко принизить.
Кто у нас выступает субъектом в этом поле? Родительский коллектив, ученики, студенты, и где-то на 5-6 месте преподаватели.
Миссия УМО заключается и в том, чтобы поднять роль преподавателя, теоретика, дать возможность теоретику внедриться в практику, практику освоить теорию, и тогда у нас получится очень хорошее пространство для работы.
Сейчас появляется очень много новых возможностей, вот отец Петр говорил, что просто приходится разрываться. Есть такая замечательная форма новая, в которой мы будем участвовать, - сетевое образование. И мы бы очень хотели посотрудничать в этом направлении, когда, допустим, что-то мы знаем лучше, что-то вы знаете лучше, мы можем объединять учебные процессы и проводить совместные занятия, может быть, перемещаясь в пределах Москвы.
В рамках УМО мы можем создавать определенные подгруппы, которые связаны будут с определенным направлением работы, мы открыты для сотрудничества. Если появятся представители православного социального образования, которые хотят с нами работать, мы всегда рады будем принять ваших представителей в составе УМО.
Фирсов М.В.: Отец Петр, наверное, было бы неплохо, если бы представители конфессиональных вузов, которые занимаются профессионально социальной работой, нашли свое место в УМО вузов России.
Кстати говоря, много наших выпускников РГСУ сегодня заведующие кафедрой и в Свято-Тихоновском, и у нас есть в Российском православном университете выпускники.
Еще одно из направлений в христианском образовании - это социальная работа с молодежью, а в светском образовании это - организация работы с молодежью. Эти две точки соприкосновения очень близки, думаю, это один из очень важных компонентов сотрудничества на новом этапе развития социальной работы в нашем государстве. Сергея Владимировича я просил бы поделиться мнением о том, как это могло бы быть.
Тетерский С.В.: Мы с вами счастливая очень команда, нам в этом году 25 лет. У нас всё только начинается. Я, наоборот, не буду спорить, что важнее, потому что 100-процентно считаю, что социальная работа важна не только в социальной педагогике и в организации работы с молодежью - это возможность вернуть в образование образ. Вот образованный человек - это тот, у которого в голове есть образ. Образовательная организация - это та организация, у которой есть образ, даже муниципальные образования - это объединения людей, у которых есть образ. Религиозным людям хорошо, потому что это образ Бога, и они стремятся, и достигают, пытаются достигнуть.
В нашем светском образовании образ, который заложен во всех документах, это образ человека, какой должен быть идеальный человек, который выступает образом для достижения. И ответ содержится в нашей встрече - это должен быть социальный работник. Потому что те пять основополагающих вещей, которых мы учим социальных работников, отражают эти главные ценности: любовь, служение, забота, смирение и вера.
Отец Петр, ректор университета, начал нашу встречу со слов "вера без дела мертва есть", а мы с веры начинаем все наши дела. Дело имеет смысл, если оно сделано с верой. И знаете, какой вопрос задает преподаватель, когда появляется перед студентами? Он спрашивает реально или в голове выстраивает этот вопрос: дорогие ученики, а сегодня в какой образ мы с вами будем верить? Так любое собрание начинается, и родительское, и педсовет: коллеги, какой образ мы будем достигать? В современном образовании образы прикрываются компетентностями, целями, стандартами. Но мы с вами должны помнить и не только на общих собраниях говорить об образе, который является самым главным в образовании.
Создается по указу президента всероссийское движение школьников. Идет дискуссия. Самое главное, и где мы можем с вами выступить единой общей командой, и православный университет, и социальный университет? Нам говорят: самое главное в российском движении школьников - каждый ребенок должен быть конкурентоспособным. Ерунда. Проходили это. Или он должен быть лидером. Тоже проходили. Много слишком лидеров, которые бездельники.
Самое главное, каким должен быть ребенок, - это пять позиций социальной работы: это вера, это забота, это служение, смирение и любовь. И если мы с вами говорим, что РГСУ очень гостеприимный университет, особенно с 1 марта наш факультет будет называться факультет социальной работы. Естественно, что он не только гостеприимный, но и самый образованный. И та кафедра, которую я возглавляю, кафедра организации работы с молодежью, я за председателя в УМО, учебно-методическом объединении как раз по организации работы с молодежью, самый гостеприимный, самый образованный, открытый для сотрудничества с православным университетом и для коллег, потому что мы заинтересованы в том, чтобы и итог нашей встречи, и тем более наши с вами перспективы были бы связаны с ценностями социальной работы. Человек, который поддерживает другого, является нашим самым главным вдохновителем и преобразователем.
Фирсов М.В.: Спасибо, Сергей Владимирович.
Я немножко уточнить по поводу Вашего очень эмоционального, теплого выступления. Базовое образование было когда-то филологическое, а у нас действительно самые необыкновенные ... образования по одной простой причине, потому что в отличие от всех других систем образования в основе корня этимологического образования лежит образ. А древнее и самое славянское этого слова "образ" - это икона. Потому что раньше учили по образам, иконам. С этого началось с Владимира Святого система образования. И каким-то образом эта метафора вошла сегодня в плоть и кровь нашего образования и разлилась очень интересным метафорическим смыслом, который сегодня обретает и социальную работу, и социальную работу организации с молодежью на каком-то новом этапе.
По сути дела, те, кто хотел сегодня выступить, уже выступили. И если у кого-то есть желание продолжить этот нерв, который мы затронули, связанный с социальной работой, с образованием, я бы попросил просто уже в ситуации свободного микрофона взять слово.
Бышков П.А.: Уважаемые коллеги! Факультет экономики и права Российского православного университета, Бышков Павел Анатольевич.
Сегодня говорили о социальной работе. Действительно, это очень важное направление деятельности. Статья 7 основного закона России гласит, что наше государство является социальным. Это факт.
Есть норма цели, есть норма принципа. Пока, наверное, российское законодательство, хотя и бурно развивающееся, но не совсем на должном уровне, на каком бы хотелось, в том числе проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в практике, вам известны.
И наш университет, и факультет в частности разработал интересную программу. Например, магистерскую по правовому обеспечению деятельности некоммерческих организаций. Связана она с работой третьего сектора экономики, хорошо известного за рубежом, в странах Европы, Америки. Данный третий сектор получил огромное развитие. И в Российской Федерации этот сектор постепенно начинает развиваться.
Ну, конечно, есть масса экономических проблем, которые связаны с тем, что существуют проблемы с бюджетным финансированием, со сложностью привлечения различных средств на благотворительные цели. Вы их прекрасно знаете. В том числе и правовые проблемы достаточно сложные существуют в данной сфере, поскольку некоммерческие организации - это именно то первичное звено, которое по идее должно заниматься социальной работой наравне с государством, органами публичной власти, муниципальной власти и так далее.
Проблем, действительно, очень много. Закон "Об НКО", который у нас существует, очень противоречив с точки зрения законодательства, например, с тем же Гражданским кодексом, который вносит определённые вопросы непонимания с точки зрения организационно-правовой формы данных некоммерческих организаций, которые в том числе должны заниматься социальной работой.
Поэтому наши студенты, в том числе и магистры программы правового обеспечения деятельности некоммерческих организаций, в своих работах, в том числе и научных, на выступлениях постоянно затрагивают эту тему.
Конечно же, проблема в том, что современное, в том числе российское общество, если говорить в том числе о странах СНГ, не совсем ещё, наверное, доросло до той степени, когда воспринимает социальную работу как некое должное, важное событие в сфере жизни каждого человека.
Поэтому хотел бы призвать вас к сотрудничеству с точки зрения нормативно-правового регулирования данного вопроса, в том числе и Российский государственной социальный университет. Наверняка есть подразделения, которые этим занимаются, возможно, у вас есть и кафедры, и специалисты в этой сфере. Поэтому мы могли бы организовать совместные программы, поскольку социальные работники, и количество их постоянно увеличивается, сталкиваются с достаточно большими правовыми проблемами, в том числе защитой своих прав и законных интересов.
Всё это должно регулироваться, и мы, как базовый вуз в этой сфере, в сфере некоммерческой деятельности и правового регулирования, открыты для сотрудничества.
Спасибо за внимание.
Сизикова В.В.: Хотела сразу ответить.
Большое спасибо за приглашение к сотрудничеству, как декан факультета профильного по социальной работе РГСУ, с удовольствием.
И хотела бы отметить, что у нас в последние два года на базе Российского государственного социального университета развивается такое направление, как социальное предпринимательство. Мы осуществляем подготовку по данному направлению, причем, в принципе принято, что социальное предпринимательство получает развитие на базе экономического образования, то есть базовое экономическое, а потом дают в других вузах навыки, связанные со сферой социальных услуг.
Мы пошли другим путем, и в этом отличаемся от ряда других образовательных организаций, - мы считаем, что социальное предпринимательство в своей основе должно иметь именно социальное образование, социальные знания. То есть у нас подготовка по социальному предпринимательству осуществляется на факультете социальной работы. И мы как дополнительные навыки даем уже экономические, правовые и финансовые. В этом направлении у нас тоже есть большие возможности для дальнейшего сотрудничества.
Демидов А.В.: Демидов Андрей Валентинович, декан факультета экономики и права Российского православного университета.
Мы говорим об образовании социальном и образовании вообще, подразумевая в образовании две составляющих - это обучение и воспитание. Воспитательную часть мы не то что бы упускаем - мы всегда ее держим в уме, но практически мало что можем дать студентам в той форме образовательной, которую сейчас имеем.
К чему сводится воспитание? Посещение лекций, поведение на лекциях надлежащим образом, но в то же время модель поведения, которую нам диктуют зачастую средства массовой информации, поведение в жизни, приводит зачастую к тому, что и молодежь, и наше поколение взрослое порой его просто повторяют, и в жизни ведут себя также, и социальные работники, которые обязаны, как говорится, всей душой к людям, не зря же вот даже смеются, что муза социальной защиты Волокита.
Такое бывает, когда равнодушие, хамство, грубое отношение к людям, заложенное не процессом обучения, а процессом отсутствия воспитания.
Я хотел предложить, может быть, в технических вузах, физических, химических, и сложно сейчас это ввести, но в вузах, которые имеют социальную направленность, какие-то уроки нравственности или добрых дел, где не в порядке учебы, а в порядке разбора ситуации, событий, которые происходят в мире, в стране, обсуждать эти вещи и доносить до молодых ребят, что же все-таки такое хорошо и что такое плохо.
По Маяковскому или по-православному, но эти уроки просто необходимы.
И у нас есть факультет психологии, и в РГСУ, я уверен, есть соответствующие факультеты и кафедры, которые могли бы взять на себя эту функцию. Пусть это был бы не обязательный предмет, который требуется Министерством образования, а дополнительный предмет.
Фирсов М.В.: Спасибо.
Уважаемые друзья, мы вышли на новую интересную тему. Сергей Владимирович её нам с лёгкой руки подбросил.
Я вспоминаю эпизод из нашей и русско-японской истории. У меня один из прадедов был на крейсере "Варяг", который потопили, и потом японцы его подняли, сделали из него учебное судно. Каждое первое сентября японский адмирал, который строил своих моряков, говорил об одном. Он не учил, как уничтожать другие корабли, расставлять мины, он начинал именно с воспитания. И первые слова всех японских адмиралов начинались с одного - научитесь любить Родину так, как те матросы, которые погибли на этом корабле.
Самое удивительное, что на наших русских примерах учат наших потенциальных противников. Они считают это необходимым элементом формирования современных офицеров.
И не последнюю роль здесь должна сыграть и педагогика, и Церковь, потому что без духовного компонента о социальной работе, социальной педагогике говорить нельзя, потому что мы просто будем готовить роботов. И совершенно правильно, когда мы недавно дискутировали по поводу курса теория социальной работы, что мы урезаем этику и деонтологию… Меня всегда удивляло это во всех европейских вузах, что на курс этики и деонтологии там уделяется времени больше, чем на курсы, связанные с овладением каких-то навыков и подходов чисто технических.
Когда Святейших Патриарх выступал перед ректором университета, вышел один ректор физического института и сказал: я у себя открыл кафедру теологии, и вы можете смеяться, мы же все физики, мне задают - зачем? А он говорит: я могу долго по этому вопросу дискутировать, но мы людей учим очень страшной профессии. Я с уважением отношусь к психологам, педагогам, но мои студенты могут на кухне сделать грязную ядерную бомбу, и у меня группа людей была из "Аум Сенрикё", они дома решили сделать такую бомбу. И пока сегодня вырабатывается этот механизм и воспитание, может быть, возьмём на вооружение что есть? А то, что есть на сегодняшний день, вот то, что мы говорим о вере, о любви к Родине, о том, что несет в своем позитивном начале Церковь, мне ждать некогда, потому что я готовлю каждый день.
Я не хочу обидеть юристов и экономистов, но если вот разобраться, у нас действительно из одного миллиона выпускников 300 тысяч ежегодно выпускается экономистов, юристов и психологов. А правовая ситуация, экономическая ситуация и, простите, психологическая ситуация почему-то не улучшается.
Как говорил Жванецкий, может быть в консерватории чего-то изменить?
Ключников С.: Магистрант магистратуры Российского православного института святого Иоанна Богослова Сергей Ключников, факультет экономики и права, специальность "юриспруденция".
Конституция Российской Федерации установила характеристику нашему государству не только социальную, но и правовую. И с этой точки зрения сегодня дискуссия звучит в профессиональном ключе, люди, посвятившие свою жизнь социальному служению, обмениваются мнениями. А все управленческие решения на государственном и муниципальном уровне принимаются в том числе посредством правовых решений.
Тема моей магистерской диссертации предполагает исследование вопросов развития государственности Российской Федерации. И так получилось, что я в этот момент коснулся социальной сферы.
В ходе небольшого анализа я исследовал терминологический состав нашего законодательства, который касается вопросов социальной работы, и пришел к выводу, что у нас законодательно вопросы, связанные с социальной сферой, смотрят через призму помощи людям, которые нуждаются в какой-то внешней поддержке. Это, на самом деле, хорошо. Законодатель уделяет внимание самым малозащищенным категориям граждан Российской Федерации.
Вместе с тем из вида почему-то упускаются такие существенные виды социальной деятельности как социальное самообслуживание и социальная взаимопомощь граждан.
Если провести сравнительный анализ законодательства, регулирующего отношения в социальной сфере и в гражданской, то с правовой точки зрения сами отношения, регулируемые правом, рассматриваются так.
Вот если человек самодостаточный с социальной точки зрения, он в принципе может целиком и полностью действовать в рамках гражданского законодательства. А есть люди, которым нужна внешняя помощь, и эта помощь оказывается им в соответствии с законодательством, которое регулирует социальную сферу. И эта социальная сфера уже находится в публичном пространстве.
Если проводить аналогию с врачебным процессом, то законодательство как бы описало в социальном аспекте всё, что связано с экстренной помощью социальной, с терапией, немного коснулась вопросов профилактики. Но вот трудотерапию или физиотерапию в социальном аспекте оставила за бортом своего внимания. Гражданское законодательство предусматривает, что с социальной точки зрения полноценный гражданин способен заняться предпринимательской деятельностью. То есть принять на себя все необходимые гражданско-правовые риски, зарегистрировать предприятие либо в качестве индивидуального предпринимателя. И выйти на рынок товаров, работ и услуг в качестве полноценного субъекта экономической деятельности. При этом законодатель упускает из вида, что не все готовы... Ну, во-первых, в Газпроме, в Роснефти и в других крупных организациях, где вопросы социальной защиты и социального обеспечения решены на достаточном уровне, всему населению Российской Федерации рабочих мест не хватает, и людям приходится заниматься самообслуживанием. И очень часто это самообслуживание граничит с правонарушением, называемым "незаконная предпринимательская деятельность".
Допустим, люди пенсионного возраста, пенсии не хватает, нужны лекарства. Бабушка, вырастившая цветы на приусадебном участке, предложившая их кому-то за деньги, автоматически попадает в категорию незаконного предпринимателя. Хотя с общечеловеческой точки зрения она и занимается этим социальным самообслуживанием. На мой взгляд, есть у нас замечательный закон 442 федеральный "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации". Там заложены неплохие системные решения, изложены принципы, система социального обслуживания. Ну этот закон можно и дальше усовершенствовать. Я понимаю, что комитет по делам некоммерческих организаций и религиозных организаций - это не комитет по социальной политике. Но если посмотреть на объединения людей, нуждающихся в социальной поддержке, через систему некоммерческого объединения граждан. Можно даже с участием государства и органов местного самоуправления организовывать организации, куда люди, входя на правах члена или без членства, но как-то обозначив своё социальное положение и готовность заниматься социальным самообслуживанием или другие граждане, которые готовы участвовать в этом процессе на основе социальной взаимопомощи, да, то есть стать потребителями таких услуг, наверное, мог бы появиться некий вид некоммерческого объединения граждан.
Можно было бы даже какую-то законодательную инициативу проявить. Я предложил несколько формулировок. Во-первых, нужно было бы юридически институцианализировать понятие "социальная деятельность". При множестве правовых категорий, где используется слово "социальная" или производное от этого слова, социальная деятельность отсутствует в нашем правовом поле. Хотя в статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации этот термин упоминается. Статья эта касается государственной политики в сфере защиты труда. То есть законодатель не смог выразить свою мысль, не использовав данный термин. Но сам термин с содержательной точки зрения не раскрыт.
Так вот, на мой взгляд, можно было бы его раскрыть следующим образом. Социальная деятельность - это вид деятельности, в том числе доходной, направленной на решение жизненно-важных вопросов людей, которая осуществляется в безрисковой форме, в интересах гражданина или его семьи, доход от которой в совокупности с иными доходами семьи не превышает, например, двух размеров прожиточного минимума на каждого члена семьи. То есть это также представление о социальной деятельности уже очерчивает и предмет регулирования, и методологическую специфику данной деятельности.
Можно в принципе было бы коснуться тех видов деятельности, которые включает в себя социальная деятельность, и сюда в обязательном порядке могла бы войти законотворческая, нормотворческая и правоприменительная деятельность в сфере социальной политики, и система социальных гарантий Российской Федерации. Также деятельность уполномоченных органов государственной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере социального обслуживания. Также деятельность организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В любом случае я понимаю, что та проблематика в социальной сфере, которая нам досталась после развала большой страны, не решается в один день, но совместными усилиями и поступательными мудрыми ёмкими правовыми решениями эта задача, на мой взгляд, реализуема. Спасибо за внимание.
Фирсов М.В.: Мы выходим на новую интересную проблему. Это вторая грань в любом социальном государстве, на каждом новом историческом этапе, и совершенно коллега нам блестяще показал, воспроизводит новый класс социальных иждивенцев. Это, к сожалению, неотъемлемая черта, как госуправление коррупцией, так вот социальная работа и социальная защита населения с формированием определённого класса социальных иждивенцев - это обратная сторона медали в поддержке в социальном государстве.
Буквально маленькая ремарка. На одном домов Москвы написана очень мудрая фраза: "Вся наша надежда на тех, кто сам себя кормит". Эта идея самообеспечения, идущая ещё от Сократа и Аристотеля, не менее актуальна в новых исторических условиях.
Спасибо большое. Это как бы такое подведение итогов. И слово отцу Петру.
Игумен Петр (Еремеев): Спасибо большое, Михаил Васильевич. Я бы в завершение отметил, подведя некоторый итог, два направления, которые предполагаются к развитию.
Первое. Это область практики, а именно участие преподавателей двух университетов через какие-то программные интегрированные образовательные курсы в жизнь друг друга.
Отец Петр с нашей стороны, Михаил Васильевич тоже, опять же, и с нашей, и с вашей стороны, и ряд других коллег-преподавателей с удовольствием примут участие в отдельных встречах или продолжительных программах, которые предполагаются к развитию, о чём мы отдельно говорили до этого мероприятия и с руководством нашего университета в том числе.
Второе - касательно работы с подрастающим поколением и формой воспитания подрастающего поколения через образовательные программы. Мы для себя это решаем двояко. С одной стороны, преподаваемые на первых курсах основы христианского вероучения, входящие в позицию этиологии в светском образовании, служат повышению уровня знаний о религиозной жизни и через то чему-то научают наших студентов. Но, вместе с тем, мы ещё и практикуем при нашем университетском храме Иоанна Богослова на Новой площади программы "Попечение об нуждающихся". Когда ребята со священником выезжают к старикам, в детские дома с концертами, театральными постановками, а подчас под церковные праздники, у нас есть великая святыня, Святейший Патриарх нас благословил нахождение в нашем храме частицы и Покрова Божией Матери, и с какой-то молитвой Божией Матери священник и студенческий хор выезжают в те или иные места, где совершают краткое богослужение. И те, кто это востребует, участвуют, из разных категорий нуждающихся в этом, в этом богослужении, но это тоже определённое попечение об этих людях.
Если будет интерес со стороны коллег, мы с удовольствием такое межстуденческое содействие сотрудничества поддержим со своей стороны. Это область практики.
Область теории. Ну, конечно, это льстит, работа на высоком уровне, где проходит определение политики и развития образования в сфере социальной работы и деятельности, это нам, конечно, очень интересно, поэтому мы работать готовы в любом качестве, понимая, что это нас самих обогащает и подтягивает под уровень высокой планки такого профильного образования. Ну и в области теории тоже, наверное, стоит разработка совместных программ.
Но вот сегодня, как Михаил Васильевич часто мудро, а порой и хлёстко мудро критикует церковную сферу социальной работы, развитие её пока остановилось на определённом этапе. И, конечно, выйдя за рамки этой профессиональной аудитории, хотелось бы поговорить о социальном образовании для работников религиозной сферы с участием самих работников социальной работы и религиозной сферы.
Мы рассчитываем, что в январе-феврале мы наберём группу из работников приходов, которые сегодня уже трудятся на этом поприще, пока не имея образования. И надеюсь, что в марте мы уже будем понимать, какой уровень их образования и подготовки, компетенции, который позволил принять их на работу в этом качестве. И сможем провести своеобразный срез, кто же сегодня вообще работает в Москве в сфере социальной работы в религиозных православных организациях. Поймем наш адресат, кого должны мы готовить или переподготовить для этой работы.
Со своей стороны, большая благодарность отцу Никону, студенту нашего вуза, религиоведу будущему, что он неизменно несколько раз в году помогает нам собираться на площадке этого комитета и других комитетов нашей Государственной Думы. Если мы будем готовы обсуждать проблему в области законотворчества, думаю, можно обратиться к отцу Никону, чтобы он привлек к такой встрече глав разных комитетов
Спасибо за внимание и участие. (Аплодисменты).




